VH_#92_July_2019_web - page 37

Настоятель Свято-Духовского храма
протоиерей Леонид Белокриницкий:
– Многих маловоцерковленных или вообще не воцерковленных
людей могут смутить кажущиеся нестыковки, так сказать,
разных версий жизненного пути святых Петра и Февронии –
наиболее известного «Жития», отдельных преданий и легенд
о святой паре.
Удивляться тут нечему. Как замечал один из дореволюцион-
ных профессоров церковной истории, «житие отличается
от биографии, как икона от портрета». Причем речь идет
даже не о какой-то, как принято говорить сейчас, лакировке,
приукрашивании действительности. Ведь в прославлении
того или иного лица одновременно принимают участие две
стороны. Сам Бог, прославляющий своего угодника, и люди,
начинающие почитать этого человека обычно даже задолго
до его ухода в вечность. Если такого почитания нет, то че-
ловек даже самой святой жизни так и останется неизвестен
никому, кроме Господа. Что, впрочем, ничуть не умалит его
загробного блаженства.
А решение церковного Собора о канонизации, по большому
счету, лишь формальное утверждение и так давно осуще-
ствившегося факта. Как, например, подвиг того же Алек-
сандра Матросова ничуть не перестал бы быть таковым,
если бы погибшему храбрецу не присвоили звание Героя Со-
ветского Союза.
Но человеческое почитание обычно заслуживается какими-
то особыми поступками, общественной ролью того, кого
канонизируют после смерти. И именно эти моменты и ста-
новятся главным содержанием церковных «Житий», потому
что они стали зримым образом действия в прославляемых
Святого Духа.
А другие эпизоды биографий таких людей обычно если упоми-
наются, то мельком, поскольку имеютне отблеск вечности, а
больше лишь земное, чисто утилитарное значение, не всегда
даже соответствующее нормам праведности.
Ну так ведь «несть человека – иже поживет и не согрешит».
И Господь готов простить нам все грехи, лишь бы мы сумели
хоть немного проявлять веру, надежду и любовь. По сути,
единственное, что имеетзначение для Вечности, и наследует
эту блаженную Вечность.
Можно заметить, что святых князей и княгинь с момента
принятия Русью христианства и где-то до начала XV века
известно немало. Но прославлены они были, в основном, за
наличие у них незаурядныхталантов мудрых государственных
деятелей, полководцев, просто мучеников за исповедание
веры Христовой.
Святые княгини же если изначально не уходили в монастырь
в молодом возрасте, обычно тоже заканчивали земную
жизнь в качестве монахинь, только успев оставить по себе
добрую память делами милосердия еще в официальном
княжеском статусе.
А вотсо святымиПетромиФевронией ситуация другая. Иверу-
ющие, и Церковь в целом видят в этой паре действия Святого
Духа, прежде всего, именно в их земной, супружеской жизни.
Тем самым брак признается не просто «допустимой» или
«терпимой» формой христианской жизни – но такой, за пра-
ведное проведение которой люди могут достигнуть высшего
венца святости, даже без каких-то дополнительных подвигов.
Собственно, в ХристианскойЦерквитак считали с первых веков
ее существования. Но на Руси, как это бываету неофитов, все-
таки святость предпочитали видеть в более, так сказать,
экстраординарных формах, таких, как пустынное подвижниче-
ство, юродство Христа ради, мученичество и другие незауряд-
ные подвиги угодников Божьих. Так что прославление Петра и
Февронии именно за праведную супружескую жизнь было для
Русской Православной Церкви в некотором смысле прорывом.
Сейчас это тоже прорыв, правда, уже по другой, более печаль-
ной причине. Увы, в обществе наблюдается упадок веры, из
крещенных в детстве православных на службы в храмы регу-
лярно ходят от силы несколько процентов. Уход в монастырь
ассоциируется у большинства окружающих исключительно с
психологическим кризисом и разочарованием в жизни, а не же-
ланиемлучше послужить Богу и ближним, не связывая себя «пе-
чальми житейскими», как это и должно быть на самом деле.
В такой ситуации пример Петра и Февронии особенно ценен,
так как показывает всем, что святости можно достичь и, на
первый взгляд, в самой обычной семейнойжизни. Не обязатель-
но в княжескомтереме – главное, чтобытам были искренние
любовь и верность.
Семья ведь не зря сравнивается апостоломПавлом с домашней
церковью. И если в этой малой церкви царит мир и согласие,
то и окружающие, соседи могут получить посредством
этой семьи толику благодати Духа Святого. Вполне по слову
великого подвижника земли Русской, преподобного Серафима
Саровского: «Стяжи Дух мирен – и тысячи человек вокруг
тебя спасутся».
А вот если в семье царятраздоры, вместо любви процветает
лишь плохо скрытая нетерпимость и даже ненависть, до поры
до времени маскируемая лишь из-за опасений каких-то мате-
риальных и юридических неудобств в случае развода, тогда
в такой «домашней церкви», вспоминая Библию, «мерзость
запустения поселилась на святом месте». Где уж там приоб-
щиться к блаженной радости от соседства с такой семьей –
дай Бог, чтобы сами горе-супруги спаслись хотя бы «как бы из
огня», как пишет в одном из своих Посланий апостол Павел.
А какой именно брачный союз будет у каждого из нас, в первую
очередь от нас и зависит. Не абсолютно все, конечно, неиз-
бежны периоды охлаждений и другие искушения.
Но все равно супругам надо стараться всеми силами друг
друга любить и прощать, прося Бога помочь в трудностях.
А Он обязательно поможет – молитвами святых Петра
и Февронии.
VH
ИЮЛЬ 2019
VLADHEALTH
35
1...,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36 38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,...92
Powered by FlippingBook