VH_#92_July_2019_web - page 36

Вот уже 11-й год в России на общегосударственном уровне отмечается День семьи, любви
и верности. Хотя, конечно, 8 июля, день памяти святых Петра и Февронии Муромских,
чтился на Руси с незапамятных времен – минимум с XIII века, когда, собственно, и жила
святая пара. Просто тогда их почитали, как это говорят в церкви, «местно», лишь в Му-
ромском княжестве, а с 1547 года стали чтить уже во всей Русской Православной Церкви.
ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ
Как Петр и Феврония стали прародителями праздника.
Чему учат святые
Собственно, лишь тогда и попытались составить о них официальное
«Житие». Попытка вышла не самой удачной – за добрых три столетия
официальных письменных свидетельствне сохранилось, посланному
в Муром московскому священнику Ермолаю Прегрешному при-
шлось довольствоваться сбором лишь устных народных преданий
и легенд, отчего «итоговый отчет» и не был включен в официальные
«Четьи-Минеи», где собраны «жития» всех известных святых, а был
опубликован под более нейтральным названием «Сказания».
Действительно, многое в этом сказании походит на сказку. И таин-
ственный и злобный Змей, превращавшийся в человека, с которым
пришлось вступить в смертельный бой молодому князю. И кожная
болезнь, напоминавшая проказу, появившаяся у победителя после
нанесенной раны, которую, тем не менее, очень быстро удалось
вылечить мудрой крестьянской девушке, понимавшей язык зверей,
знавшей тайны врачевания и одновременно причастной к чудотво-
рениям на уровне известных святых подвижников.
Даже в сведениях о знакомстве Петра иФевронии есть разночтения.
Всеми признается то обстоятельство, что в случае исцеления князь
должен был жениться на своей целительнице. Однако есть версия,
чтодевушка храбро предложила засомневавшемуся и опасающему-
ся шарлатанства аристократу сжечь ее на костре в случае неудачи.
Исцеление удалось, правда, Петр, как и многие юноши до и после
него, поначалу решил, что «обещать – не жениться», и свою клятву
не выполнил. Но когда не совсем долеченная болезнь вспыхнула с
новой силой, ему пришлось доказать на деле, что княжеское слово
крепче булата, таки пойдя под венец с девушкой из простонародья.
Последнее пришлось не по душе местной боярской тусовке, в
особенности ее женской половине. Петру предложили выбор:
расстаться с молодой женой или же с властью, уйти из княжества.
Технически развестись было не так уж и сложно: несмотря на
отсутствие формальных разводов, неугодную жену в те времена
всегда можно было отправить в монастырь.
Февронии тоже, кстати, предлагали уйти по-хорошему, и не обя-
зательно в монахини, взяв в качестве компенсации солидные
отступные из княжеской казны. Молодая женщина отказалась,
оставшись верной своему избраннику, даже несмотря на грозив-
шую ему и ей нищету.
Князь, уже успевший полюбить супругу, не захотел менять спутницу
жизни на преходящуюмирскую славу. И не пожалел. Тем более что
очень скоро бояре вмеждоусобицах при вакантном княжескомпре-
столе чуть не поубивали друг друга и слезно попросили бывшего
владетеля княжества вернуться обратно.
После этого супруги жили долго и счастливо, имели несколько
детей и, незадолго до кончины постригшись в монахи, умерли в
один день.
На первый взгляд, эта история чем-то напоминает очередной ва-
риант «Золушки» – о том, как девушка из народа выходит замуж за
прекрасного принца. История, кстати, повторяющаяся в культуре и
искусстве достаточно регулярно, вне зависимости от исторической
эпохи на дворе.
В качестве более поздних примеров можно привести, скажем,
«Барышню-крестьянку» Пушкина или отечественный фильм начала
нулевых «Доярка из Хацапетовки». Детали различаются разве что
в том, что в пушкинской повести в красавца-дворянина влюбилась
тоже дворянка, но переодетая крепостной крестьянкой, а ее из-
бранник полюбил ее настолько, что готов был отказаться от карьеры
и богатого наследства. Ну а в «Доярке» роль принца досталась не
очень путевому сыночку богатого олигарха.
Но все же большинство вышеупомянутых историй об условных
Золушках обычно заканчиваются на описании красочной свадьбы.
Максимум – на последующем кратком «онижили долго и счастливо
и умерли в один день», без особых подробностей.
А вот в истории святых Петра и Февронии народное сознание
сохранило не только романтическую историю их знакомства, но
и собственно супружескую жизнь своих любимцев с ее испыта-
ниями и искушениями, и тем, как надо эти искушения встречать и
преодолевать. Главное – не предавая свою любовь и семью даже
ради богатства и власти.
Интересно, многие ли современные мужчины смогли бы поступить,
как князь Петр, пожертвовавший всем ради любви к жене? Да и
женщины бывают порой так падки на соблазны красивой жизни…
Увы, ныне не то что приманка больших денег и высокого поло-
жения может погубить союз двоих, иногда еще до его формаль-
ного ­заключения, но даже неправильно поджаренная яичница
с одной стороны, и разбрасывание грязных носков по комнате –
с другой.
Так что история святых Петра и Февронии – легенда не просто
о красивой любви, но и о том, как надо сохранять эту любовь и
построенную на ее основе семью, а не относиться к любимому
человеку в духе современного новояза лишь как к партнеру, отно-
шения с которым можно безо всяких угрызений совести прервать,
как только партнерство станет чем-то невыгодным или просто
перестанет приносить прежние барыши.
VLADHEALTH
ИЮЛЬ 2019
34
1...,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35 37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,...92
Powered by FlippingBook