VH_#92_July_2019_web - page 50

Как деструктивное чувство винывлияет на ребенка?
Считается, что к полутора годам у ребенка формируется эмоцио-
нальный интеллект, и он может понимать и воспринимать эмоции.
Уже в 5–6 лет ребенок понимает чужое поведение и реакциюна его
поступки. То есть осознание того, что не стоит забирать и ломать
игрушки у младшего брата, не только потому что его могут наказать,
но и потому что расстроятся брат и родители, приходит к детям
примерно в этом возрасте. Именно с этого момента родители полу-
чают в руки новый инструмент влияния на ребенка – чувство вины.
Если они не используют его против ребенка, то есть не критикуют,
не стыдят, не отвергают и не наказывают, то ребенок гармонично
развивается, учится нести ответственность за свои поступки, не бо-
ится проявить себя, ошибиться, понимает, что он хочет, и так далее.
Если же родители выбирают другой стиль воспитания, то ребенок
будет стремиться изменить свое поведение, чтобы угодить роди-
телям и оправдать их ожидания. Он начинает чувствовать вину не
только за свои поступки, но и за своижелания, отвергая ту часть себя,
которая может быть неугодна как родным, так и чужим людям. Это
и есть деструктивное проявление вины. Повзрослев, такой ребенок
будет жить под влиянием общественного мнения, стремиться под-
строиться под других, угодить всем, быть «хорошим» для всех. Соот-
ветственно, сказать «нет» кому-то также будет большой проблемой.
В основе этой безотказности будет лежать страх потерять располо-
жение просящего: «Если я не выполнюего просьбу, он перестанет со
мной общаться». В результате человек не способен по-настоящему
наслаждаться собственной жизнью: ведь он постоянно стремится
угождать другим, поскольку одобрение, которое человек получает
от них, он использует как средство самоутверждения.
То есть такой повзрослевший ребенок автоматически занимает
позицию жертвы во взрослой жизни. И чаще всего будет взаимо-
действовать с окружающими по социальной модели С. Карпмана –
«жертва – агрессор – спасатель». Это роли, которые занимают люди
в разных ситуациях. Иногда человекможет в одномразговоре побы-
вать сразу в трех ролях. Возьмем такой пример. Мама недовольна
мужем дочери. Дочь здесь – жертва, мать – агрессор. Вначале дочь
чувствует вину, потом начинает злиться и переходит в обвинение,
то есть становится агрессором, мама занимает позицию жертвы,
дочка начинает ее утешать, то есть становится спасателем.
Мы привыкли к тому, что чувство вины – это отрицательное чувство, от которого нужно
раз и навсегда избавиться. На самом деле в чувстве вины нет ничего плохого. Тяжелым,
чаще всего хроническим грузом оно становится из-за некорректного воспитания. О том,
какое воспитание приводит к постоянному чувству вины, как это влияет на будущее ре-
бенка, и о многом другом VH рассказала Екатерина Сергеевна Ковалева – психолог, коуч,
специалист по развитию и мотивации, Москва.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА,
не вызывая у него постоянного чувства вины?
VLADHEALTH
ИЮЛЬ 2019
48
1...,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49 51,52,53,54,55,56,57,58,59,60,...92
Powered by FlippingBook