VH__November_2018_web - page 67

­обращайтесь к положительным сторонам ребенка в общении с
ним. Ваше отрицательное представление необходимо будет по-
стоянно ребенку подкреплять, чтобы вы подкрепляли уверенность
в своей правоте. Измените эту цепочку. Обычно на приеме я прошу
родителей назвать хотя бы пять сильных сторон их ребенка, и это
часто непосильная задача: они могут назвать огромное количество
недостатков, но только не похвалить. Когда конфликтов много,
создается ощущение, что все очень плохо, а это ощущение не по-
зволяет выйти из сложившейся ситуации.
Не провоцируйте ложь ребенка, задавая вопросы-ловушки. Вы уз-
нали, что ребенок прогулял школу, и, встретившись с ним, задаете
вопрос: «Ну как сегодня в школе, что интересного было?» – ожидая
его реакции стыда. Проверяете его, скажет он правду или нет.
Лучше сразу говорите, что знаете правду, не склоняйте ребенка
к обману. Создавайте равные взаимоотношения в семье – у каж-
дого члена семьи должны быть обязанности, и у взрослых – это
не только «уставать» на работе и обеспечивать комфортный уро-
вень материального проживания подростка. Оберегайте личные
границы, свои и подростка, введите правила стука при входе в
комнату и право на уединение. Будьте счастливыми родителями,
обратите взор на супружеские отношения, создавайте совместные
цели. А также перестаньте интересоваться только обязанностями:
у вашего ребенка очень насыщенная жизнь, и многому можно у
него научиться.
– Самая масштабная гормональная перестройка детского
периода соотносится с кризисом тринадцати лет. Изменения
гормонального статуса отражаются на внешности подростка,
а это значит, возникает необходимость формирования образа
себя, принятия новых форм своего тела. Очень важно, чтобы
об этих изменениях подросток мог поговорить с родителями, и
здесь вновь хочется отметить посыл к конструктивным детско-
родительским отношениям. Гормональная перестройка влияет
и на эмоциональный фон, и на умственную работоспособность.
Школьная мотивация снижается, и это становится причиной кон-
фликтов в семье. Желание быть самостоятельным, стремление к
групповой принадлежности, поиск собственной идентификации
нарушают авторитет родителей. И в данном случае родитель,
который не смог изменить стиль общения и воспитания, тяжело
переживает эту утрату.
– Тогда что бы вы посоветовали? Как вести себя родителям,
чтобы сохранить эмоциональную близость с детьми в такие
кризисные периоды?
– Сохраняйте положительное представление о ребенке, как
бы трудно ни было. Каждый человек изначально хороший, до-
брый, интересующийся, желающий любить. Помните об этом и
– Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, о кризис-
ных этапах в жизни детей: в каком возрасте наступает каждый
из таких периодов, чем они характеризуются, на что нужно
обратить внимание родителям?
– Возрастная психология говорит нам о чередовании кризисных и
стабильных периодов в жизни. Это как закон детского развития, то
есть избежать кризисных периодов невозможно, но и относиться
к ним отрицательно не надо, это наша данность. Родители часто
определяют эти периоды как испытание воспитательных мер, ведь
привычный стиль воспитания перестает давать свои благопри-
ятные плоды. Только в детском возрасте можно выделить шесть
кризисных периодов:
1). Кризис новорожденности, период адаптации ребенка к миру.
Внутриутробная жизнь сменяется на самостоятельную вне мате-
ринского организма. И адаптация происходит не только у малыша,
но и у мамы тоже.
2). Кризис младенчества начинается с одного года. Происходит
осваивание нового способа передвижения, а значит, открываются
новые возможности познания мира и новые запреты, вводимые
взрослыми.
VH
3). Всеми очень любимый и известный кризис трех лет. Благодаря
ему начинается первая ступень сепарации ребенка от матери, по-
является социальный помощник – детский сад. Ребенок желает
проявлять самостоятельность, и это здорово. Как будет протекать
данный этап – во многом зависит от гибкости родителей.
4). Кризис семи лет. Первый этап в жизни человека, когда он об-
ретает первый социальный статус – ученик. Ребенок постепенно
утрачивает свою непосредственность, поэтому наслаждайтесь ею
до наступления этого кризиса. Появляется ориентация на контакты
с окружающими и оценку их поведения.
5). Кризис тринадцати лет, вхождение в пубертатный период. Самый
трудный этап, так как нет определенности, – кто я: уже взрослый
или еще ребенок?
6). И кризис семнадцати лет, возраст, когда уже сформированы
лобные структуры головного мозга, а это значит, осознается ответ-
ственность, возникают страхи перед будущим, профессиональная
неопределенность. Юность – то время, когда поддержка семьи
очень важна.
– Детский возраст часто ассоциируется с изменениями в гор-
мональной области. В каких возрастных периодах у ребенка
происходит гормональная перестройка организма?
Сохраняйте положительное представление о ребенке, как бы трудно ни было.
Каждый человек изначально хороший, добрый, интересующийся,
желающий любить. Помните об этом и обращайтесь
к положительным сторонам ребенка в общении с ним
НОЯБРЬ 2018
VLADHEALTH
65
1...,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66 68,69,70,71,72,73,74,75,76,77,...92
Powered by FlippingBook