VH_November_2017_web - page 77

­уверенны в том, что он может сам принимать решения, и будете
ему доверять, то у ребенка также появится эта уверенность, и он
станет действовать иначе.
3. Определите, с какого возраста ребенок должен будет обе-
спечивать себя сам.
Например, в 18 лет он переезжает в съемную
квартиру или после окончания первого курса университета идет
работать. Важно заранее договориться с ребенком об этом. Время
от времени напоминайте ему, через какой проиежуток времени
начнется самостоятельная жизнь. Обязательно выполните свое
решение, даже если вам кажется, что ребенок еще не готов.
4. Учите его обращаться с деньгами.
Выдавайте ребенку опре-
деленную сумму в неделю или месяц и привейте привычку за-
писывать, на что он тратит деньги, и в конце недели или месяца
подводить итог. Исходя из полученного результата, можете ему
объяснить: «Судя по твоим расходам, ты много тратишь на сла-
дости. Если ты хочешь чаще ходить в кино, можешь сократить
расходы на сладкое, и тогда у тебя появится такая возможность».
Так ребенок научится контролировать свои расходы и нести от-
ветственность за траты. В будущем, когда ребенок окончит школу
и пойдет в университет, помогите ему постепенно переходить
на самообеспечение – составить свой личный бюджет, найти
подходящую работу, которую можно будет совмещать с учебой,
отдельное жилье. Имейте в виду: подросток и молодой человек
должен каждый день четко знать, какими деньгами он располагает
на неделю или на месяц.
Вполне естественно, что первое время ребенок будет пытаться
вернуться в прежнее положение, когда ему давали все, что нужно,
и ничего не требовали. Иногда вам будет нестерпимо жалко его, и
захочется помочь, как раньше. Останавливайте себя в этот момент.
Помните, что вы делаете это ему во благо.
реальнойжизни, к трудностям, с которыми приходится столкнуться,
так как их лишили возможности приобрести необходимый опыт
(девочки остаются старыми девами, а мальчики инфантильными
безвольными мужчинами).
В другоймодели родители постоянно твердят, что и как надо делать.
Они играют роль авторитарных родителей. Их речь пестрит такими
фразами: «Нельзя!», «Тыне сможешь, я лучше сама сделаю!», «Яже
сказал!», «Позволила тебе самому одеться – и на кого ты похож?!».
Они обязательно добиваются исполнения своих приказаний. В ре-
зультате ребенок принимает решение ничего не делать, чтобы
избежать физического или морального насилия. Родители знают,
с кем дружить можно, а кто плохо повлияет на их ребенка, они
делают с ним задания, потому что сам он не справится, и так далее.
Когда же ребенку предоставляется случай думать и решать само-
му, он, к разочарованию своих родителей, принимает совершенно
неразумные, неправильные решения. Рано или поздно ребенок
принимает их посыл: «Ты неспособен решать сам, поэтому я буду
делать это за тебя», – и действуют только так, как скажут родители
(выходят замуж/женятся на выбранном родителями партнере, идут
учиться туда, куда родители скажут, и так далее).
И еще одна модель, когда родители никак в жизни ребенка не уча-
ствуют или вмешиваются по минимуму. С одной стороны, ребенок
сам сталкивается с разными жизненными ситуациями и приоб-
ретает опыт, но с другой стороны – этот опыт может быть весьма
негативным, ребенок безответственно начинает относиться к сво-
ему здоровью (алкоголь, курение и так далее) или безопасности
(гуляет по ночамв сомнительных компаниях и тому подобное). А все
потому, что родители не уделяют ребенку достаточного внимания,
не объясняют и не анализируют его поступки.
– Да, действительно безответственные дети вырастают при опре-
деленных моделях воспитания – потворствующее, авторитарное
воспитание, полное невмешательство, – комментирует Елена Вик-
торовна Литовченко. – В данных моделях родителями, как правило,
движет страх и тревога, которые были переняты в собственном
негативном прошлом. Влияют также на поведение взрослых
родительские послания, полученные в собственные детстве: «Ты
сам ничего не сможешь!», «Слушай меня – и все будет хорошо» и
так далее. А также прописанные для своего ребенка негативные
сценарии: «Если он будет плохо выполнять домашние задания,
то станет троечником и закончит жизнь в подворотне», – которые
также усваиваются в собственном детстве.
Часто родители пытаются реализовать в своих детях то, о чем
мечтали в собственном детстве, но претворить в жизнь им это не
удалось. Губительны ожидания родителей, когда они искренне
верят в то, что высокие стандарты заставят детей тянуться к ним,
поэтому все выше поднимают планку.
Хочется отметить также, что при достаточно доверительном обще-
нии с близкими взрослыми таких нарушений во взаимодействии с
ребенком не происходит.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Причина кроется в том, что, к сожалению, родители неправильно
понимают, что такое ответственность, и используют неверные и
неэффективные способы, чтобы детей ответственности научить.
Губительны ожидания родителей, когда они искренне верят в то,
что высокие стандарты заставят детей тянуться к ним,
поэтому все выше поднимают планку
VH
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
1. Не путайте ответственность с послушанием и исполнительно-
стью.
Ответственность – это решения, принимаемые по собствен-
ной воле с пониманием необходимости действия и доведение его
до конца. У детей это чувство можно тренировать – дайте ребенку
возможность выбирать себе обязанности (по дому, по уходу за
животным и так далее), расскажите, как нужно их выполнять. Если
ребенок не может, например, убрать в комнате до конца – обяза-
тельно оставит вещи разбросанными или кровать не заправленной,
то похвалите его за то, что он уже сделал, и скажите: «Осталось еще
убрать вещи и застелить кровать. Да поторопись, пирог уже готов.
Как только закончишь, сядем пить чай».
– Часто у родителей возникает сложность в том, что ребенок меняет
много секций и кружков, – отмечает Елена Викторовна. – Здесь
важно договориться с ребенком, чтобы, занимаясь в одной секции,
он достигал промежуточного результата и только после переходил
в следующую, если захочет. То есть занимается до желтого пояса
в тхэквондо или до первого места по плаванию, например. Такая
тактика имеет большое значение. Ребенок учится добиваться
результатов своей деятельности, а не бросать все на полпути без
логического завершения.
2. Думайте о ребенке как о человеке ответственном, говорите
ему и окружающим об этом.
Ведь дети в оценках самих себя
ориентируются на оценки взрослых. Если вы будете на 100%
безответственность детей
НОЯБРЬ 2017
VLADHEALTH
75
1...,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76 78,79,80,81,82,83,84,85,86,87,...92
Powered by FlippingBook