VH_#91_June_2019_web - page 85

Воттогда и приходит на помощь та самая традиция, обряд,
ритуал, привычка, когда не очень хочется – но надо! А там
уже и Господь на помощь приходит, свою Благодать подает.
Так и со многими другими семейными традициями. Совмест-
ные приемы пищи, праздники, прогулки, приветствия – они,
повторяясь по заведенному порядку множество раз, создают
некие обряды, несколько сходные по действию с обрядами
церковными.
Если человек привык желать своей жене (мужу), детям добро-
го утра, то адресаты получат такое подтверждение любви
к ним даже тогда, когда самому желающему это утро на
самом деле добрым не кажется.
Но было же время, когда такие пожелания говорились в
радостном настроении, поднимая настроение окружаю-
щим? Вот и на этот раз сработает хотя бы память о том
счастливом прошлом. А потом, даст Бог, снова настроение
у человека улучшится, и «доброе утро!» будет говориться не
по привычке, а от всей души…
Конечно, хотелось бы, чтобы семейныетрадиции стали более
церковными, как это было еще чуть больше века назад, когда
перед трапезой глава семьи обязательно читал молитву
перед вкушением пищи, а после еды, опять же, от имени всего
семейства – благодарственную. Чтобы утром в воскресенье и
праздничные дни вся семья отправлялась в храм на Литургию.
Чтобы с началом православных постов соответствующим
образом менялись и кушанья на семейном столе.
Чтобы верующие появлялись в храме не два раза в жизни,
когда их младенцами вносили туда для Крещения и второй
раз – уже для отпевания перед погребением, а регулярно ис-
поведовались, причащались, вели активную церковнуюжизнь.
И многое другое…
Увы, ныне от всех этих традиций мало что осталось. Разве
что великий православный праздник может стать поводом
к очередному веселому застолью – увы, без положенного по
церковному Уставу предшествующего постного воздержания
на протяжении дней, а то и месяцев.
Впрочем, обычай отмечать поминальные дни, Радоницу на 8-й
день после Пасхи, приходя на могилки своих родных, это тоже
хорошаятрадиция. Темболее что для этого съезжаются порой
за сотни километров родственники, часто не видевшие друг
друга весь предшествующий год. Для многих из них, опять же,
хотя бы присутствие на заупокойном богослужении на клад-
бище – едва ли не единственное участие в церковной жизни
на протяжении этого года.
Но, с другой стороны, формальная несвязанность многих
семейных традиций с церковной практикой не означает их
автоматической противоречивости духу христианства. Бог
есть Любовь, гласит Священное Писание. И если в каком-то
семейном ритуале, привычке, обряде действует эта любовь:
родителей – к детям, детей – к родителям, и всех – друг к другу,
там незримо присутствует и Сам Господь. По слову Христа:
Где двое и трое собраны во Имя Мое – там и Я посреди них!
Преумножайте эту любовь – и пусть Господне благословение
будет с вами!
Настоятель Свято-Духовского храма
протоиерей Леонид Белокриницкий:
– Священное Писание учит нас, что семья – это малая церковь.
Само слово«церковь» – этоперевод греческого слова«экклесия»,
«собрание», «сообщество». В общепринятом смысле Церкви
христианской – это общность людей, соединенных православ-
ной верой, ЗакономБожиим, священноначалиемитаинствами.
И в любой семье прослеживаются аналогии с этой большой
Церковью. Есть своя иерархия: папа-мама во главе, детки –
внизу этой вертикали власти. Муж в семье, к тому же, это
еще и образ Самого Христа, Главы Церкви.
Но, как в Православной Церкви, кроме священноначалия и ря-
довых верующих существуют еще и определенные правила,
порядок Богослужения, общепринятые положения веры – сход-
ные объединяющие моменты должны быть и в семье тоже.
И они есть – пусть сразу это может быть и не заметно. Вот,
например, Литургия – это главная служба в храме. В переводе
с греческого слово означает «общее дело».
Так а чем же еще занимаются члены семьи, как не общими де-
лами?! В противном случае, если общих дел у них нет, а только
индивидуальные, – зачем их, вообще, семьей называть? Чисто
по причине наличия соответствующихштампиков в паспорте?
Но подобно Литургии (да, в общем, и любых других Богослуже-
ний) существует определенный порядок их проведения, чино-
последование, – такой же порядок обычно прослеживается и
в совместных семейных делах тоже.
Нет, конечно, можно и поэкспериментировать, наслаждаясь
данной человеку свободой, делать даже хорошее дело, когда
и как вздумается. Вот только что из этого выйдет? Если,
скажем, батюшка решитслужить Литургиюодно воскресенье
с 6 утра, а в другой раз – с полдня, да еще каждый раз – по приду-
мываемому на ходу чину, а не освященному почти 2 тысячами
лет церковной практики...
В семейной жизни, конечно, такой жесткой зависимости нет,
но все равно, излишняя изменчивость к добру, скорее всего,
не приведет. Даже медицина, например, говорит, что для
здоровья лучше всего принимать пищу, работать, ложиться
спать в одно и тот же время. Тогда и аппетит незадолго
до завтрака-обеда-ужина будет сам по себе появляться, и
сонливость перед отходом ко сну.
Более того, когда человек болен или устал, такое четкое со-
блюдение распорядка дня может помочь и само по себе. Есть
не очень хочется, но тело привыкло к завтраку в 8 утра –
и вот, почти чудо: пусть небольшой, аппетит все же к этому
времени появляется.
А ведь у верующих церковная жизнь тоже не всегда проходит
гладко и с душевным подъемом. Поначалу почти у всех молит-
вы, участие в Богослужениях вызывают радость, утешение
уже даже в предвкушении этих событий. Но потом нередко
случается так, что наступает уныние, апатия. Не то что
утром на Литургию в воскресенье идти не хочется, но даже
домашние молитвы читать.
VH
ИЮНЬ 2019
VLADHEALTH
83
1...,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84 86,87,88,89,90,91,92
Powered by FlippingBook