VH_#93_August_2019_web - page 69

что из ряда вон выходящее, когда мы имеем дело с закрепленным
девиантным поведением. Но даже в этом случае помощь специ-
алиста должна восприниматься не как наказание, а действительно
как помощь, так как она необходима, для того чтобы разобраться
в причинах такого поведения и дать родителям определенные
рекомендации, как наладить отношения с ребенком.
Ведь закрепленное воровство – это не что иное, как проявление
нарушений в детско-родительских отношениях.
– Как поступить, если у ребенка обнаружена чужая вещь?
– Прежде всего, спросить, откуда она взялась. Нередко дети
отвечают: «Подарили». В этом случае выясняем, кто именно по-
дарил, уточняем у того человека, на которого ребенок указывает,
действительно ли данная вещь является подарком. Если ответ
отрицательный, то в любом случае необходимо проводить беседу
дома, предварительно вернув вещь хозяину. Ни в коем случае
не следует выяснять отношения на улице, при других детях или
взрослых, потому что адекватное решение вы на тот момент будете
принять не в состоянии. Вами будут владеть эмоции, вам будет
стыдно, а ребенку – страшно.
Если же о воровстве вы узнали другим способом – к примеру, вам
об этом сообщили в магазине, в первую очередь следует уточнить
у ребенка, так ли это. Это следует сделать в любом случае, даже
когда вы абсолютно уверены, что это правда.
Дома с ребенком проводится беседа примерно следующего
содержания: «Я знаю, что ты своровал. Объясни причину, по-
чему ты так поступил». В зависимости от того, что вам ответит
ребенок, выстраивается дальнейшее общение, а в завершение
вы вместе отправляетесь в магазин, где он признает свою вину
и оплачивает вещь.
– Можно ли сделать так, чтобы предотвратить такие про-
явления?
– Это невозможно. Все дети проходят определенные этапы взрос-
ления и проверки границ. Если в два-три года ребенок ворует не-
осознанно, то в 4–5 проверяет, насколько это возможно, а в 8–10
экспериментирует, поймают или нет. В 14–15 детьми управляет
потребность в сильных эмоциях, адреналине, желание что-либо
доказать. Кто-то останавливается в 2–3 года, кто-то в 3–4, кто-то
заходит дальше. И полностью этого избежать невозможно, сто-
процентной гарантии, что это с вами не случится, никто не даст.
Важно понимать, что если ребенок сделал это единожды, он не
становится вором. Да, это выбивается из понятия нормы, по сути,
это нарушение закона. Именно поэтому необходимо общаться с
детьми, поддерживать с ними контакт, для того чтобы сформиро-
вать понимание, что так поступать нельзя.
своровать и при этом остаться безнаказанным. В основе также
лежит скрытое желание быть признанным компанией, потреб-
ность в друзьях.
Следующая причина характерна для более старшего ­возраста –
14–15 лет: они уже воруют по-крупному: одежда, косметика, гад-
жеты. Это не что иное, как подростковый бунт, желание показать:
«Я могу это сделать, я иду против системы». Кто-то остается безна-
казанным, кто-то – расплачивается.
Следует отметить, что через подростковый бунт проходят все под-
ростки, только проявляется это по-разному.
– В каком случае нужно бить тревогу?
– Об осознанном воровстве можно говорить, лишь когда ребенок
четко понимает, что за любую вещь нужно платить, однако, не-
взирая на это, берет, прячет и уносит с собой. В этом случае бьем
тревогу и предпринимаем ответные шаги.
Самым четким критерием того, что ребенок осознал, что так по-
ступать нельзя, будут чувства, испытываемые им. Это должен быть
не страх перед наказанием, а стыд и чувство вины. Потому что их
побороть намного сложнее, чем страх. Если родители поймали
ребенка на осознанном воровстве и вызвали у него чувство вины
и стыда, скорее всего, больше такого не повторится.
Сделать это достаточно просто. Необходимо, чтобы ребенок при-
знал свою вину, причем не перед родителями, а перед владельцем
украденной вещи. Допустим, он своровал в магазине те же чипсы, и
вы об этом узнали. В этом случае сначала следует объяснить ребен-
ку дома, что так поступать нельзя, что все товары приобретаются за
деньги, а воровство – наказуемо. А после этого взять его за руку и
привести в магазин, где он самостоятельно признается продавцу в
том, что совершил кражу, и ему очень стыдно, попросит прощения
и заплатит за взятые чипсы. Этого вполне достаточно. Однако есть
важный момент: в это время вы должны находиться рядом с ре-
бенком, чтобы помочь ему это пережить. Вы не выступаете в роли
обвинителя. Вы – родитель, понимающий, что ребенок оступился,
но при этом не перестаете его любить и помогаете справиться с
ситуацией.
Все другие методы наказания – стояние в углу, домашний арест
и тому подобное – не работают, так как не подкреплены столь
сильными чувствами.
–Могут ли родители справиться с проблемой самостоятельно,
или помощь необходима?
– Родителям это однозначно по силам. Помощь требуется в исклю-
чительных случаях, когда воровство уже не воспринимается как не-
VH
Самым четким критерием того, что ребенок осознал,
что так поступать нельзя, будут чувства, испытываемые им.
Это должен быть не страх перед наказанием,
а стыд и чувство вины. Потому что их побороть
намного сложнее, чем страх
АВГУСТ 2019
VLADHEALTH
67
1...,59,60,61,62,63,64,65,66,67,68 70,71,72,73,74,75,76,77,78,79,...84
Powered by FlippingBook