VH_#93_August_2019_web - page 68

Обнаруживая у своего ребенка чужую вещь, родители порой поддаются панике. Тем не
менее это весьма распространенное явление. Более того – оно является одним из этапов
взросления и формирования личности. О том, как следует поступать в этой неоднознач-
ной ситуации, рассказывает психолог Виктория Суслова.
– В каком возрасте нужно учить различать свое и чужое?
–Как тольковыначинаетеприводитьребенканаплощадку гулять, об-
щаться с другими детьми. Маленькимдеткам нравятся чужие яркие
игрушки – и это совершенно нормально. Каждаямама сталкивается с
тем, что, несмотря на то, чтона прогулку взятысвоиигрушки, ребенок
упорно берет чужую – это происходит просто потому, что она ему
незнакома ипоэтому интересна. Именно в этотмомент следует учить
малыша, что чужуюигрушкуможно взять, лишь спросив разрешения.
Как-то я спорила с мамочками в одном из чатов, рассказывала, что
когда привожу детей на площадку, и мы видим чужие игрушки, я
как мама всегда спрашиваю у других родителей, можно ли нам их
взять. Я поступаю так именно для того, чтобы научить детей разли-
чать свое и чужое. И если нам откажут, мы однозначно не будем их
брать. Некоторые мамыискренне удивились, что кто-то спрашивает
разрешения в песочнице, где находится масса игрушек. Я, в свою
очередь, настаивала, что делать это необходимо – спрашивать о
каждом совочке, ведерке или формочке.
Лишь наблюдая за тем, как я обращаюсь с чужими вещами, ребенок
усвоит этот важный урок. Если поступать так с раннего возраста,
позже, года в три-четыре, он не станет брать чужие вещи без разре-
шения, какими бы привлекательными они ему ни казались. Именно
так закладывается алгоритм нормального поведения.
– Насколько распространено данное явление?
– Пожалуй, каждый ребенок пробует воровать. Впервые это может
произойти неосознанно, в два-три года, когда он пробует взять
понравившуюся вещь в магазине или у другого ребенка. Если
родителям удастся четко доходчиво объяснить ему, что так делать
нельзя, то это не повторится. Если же он не усвоит урока, воровство
может повториться в более старшем возрасте.
Важно понимать, что ребенок таким образом проверяет границы
дозволенного. Необходимо подобрать оптимальный способ до-
нести до ребенка, что так делать нельзя.
– Зависят ли причины от возраста ребенка?
– Безусловно. Если, к примеру, двухлетний малыш взял в магазине
разноцветнуюжвачку и унес – это произошло просто потому, что он
пока не осознает логическуюцепочку: «в магазине находится товар,
за который необходимо платить, взял – отдал деньги».
К тому же, возле касс самые вкусные и яркие вещи ставятся на
уровне глаз детей – и ребенок легко может взять то, что ему хо-
чется. Задача родителей в этот момент заключается в том, чтобы
контролировать действия своего малыша. Это именно тот момент,
когда можно и нужно объяснять, что за любую вещь из магазина
нужно заплатить.
Если ребенок более старшего возраста идет на такой шаг, потому
что хочет получить конкретную вещь, здесь можно говорить о не-
сформированности у него силы воли. Он просто-напросто не может
совладать со своимижеланиями. Помимо этого, может иметь место
манипуляция родителями, когда ребенок понимает, что они все
равно заплатят за взятую вещь.
Для подросткового возраста, когда дети дружат компаниями, также
можно выделить ряд причин. Первая – ребенок хочет получить то
же, что есть у других. К примеру, дети пошли в магазин вчетвером,
трое купили чипсы, у четвертого денег не оказалось – и он их сво-
ровал. В этом случае им управляет желание быть как все.
Либо компания отправляется в магазин, денег ни у кого нет, однако
чипсов хочется, и для того чтобы получить желаемое, они под-
бивают своровать наиболее поддающегося влиянию. Им самим
страшно в этот момент, а тот, в свою очередь, хочет быть нужным,
значимым для своей компании.
Еще одна распространенная причина для этого возраста – желание
доказать свою «крутость», продемонстрировать, что можно легко
ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО:
причины и способы решения проблемы
VLADHEALTH
АВГУСТ 2019
66
1...,58,59,60,61,62,63,64,65,66,67 69,70,71,72,73,74,75,76,77,78,...84
Powered by FlippingBook