VH__February_2019_web - page 56

интернатскомвоспитании главных положительных героев.
И в лучшем случае – снисходительными в отношении тех,
кого воспитывалилюбвеобильные родители, а неинтернат.
В более далекие, дореволюционные времена, бòльшая
строгость воспитания наблюдалась не то что в учебных
заведениях с общежитиями для питомцев – но даже и
в большинстве обычных семей. Во всяком случае, детей
регулярно пороли и до появления пресловутого «Домо-
строя» в XVI веке, и после.
Об иностранном опыте и говорить нечего. Конечно, клас-
сическое «спартанское воспитание» в других странах, по-
жалуй, не наблюдалось, когда мальчишек с 7 лет отбирали
у семей и отправляли в специальные детские лагеря, где
те пребывали до совершеннолетия под достаточно общим
и редким наблюдением взрослых наставников, должны
были добывать себе пищу воровством, учиться терпеливо
выносить частую порку, ходить голышом и босиком.
Но то, что отпрысков самой что ни на есть элиты в Велико-
британии до сих пор принято отдавать в так называемые
элитные колледжи вроде Итона, это тоже факт. Причем в
таких школах в старушке Англии не только самые толко-
вые преподаватели, но и порядки сродни описываемой
в околоармейской литературе дедовщины.
Собственно, будущих командиров готовят в достаточно
суровых условиях везде, в том числе и в России. Имеются
в виду и военные училища, и училища суворовские, а не
так давно появились еще и кадетские корпуса, куда при-
нимают детей чуть старше 10 лет. Хотя, конечно, какие-
нибудь слишком нарушающие дисциплину воспитанники
за попытку установить в свою пользу итонские порядки
могут и вылететь из престижного заведения на раз-два.
Конечно, офицерские погоны, в принципе, можно полу-
чить и по облегченной программе – обучаясь в граждан-
ском вузе на военной кафедре. Но таких офицеров их
коллеги, окончившие полноценные училища, нередко
иронически называют «пиджаками». Да и используют
«пиджаков» чаще на технических, нежели на командных
должностях.
Но значит ли это, что добиться сколь-нибудь значительных
высот, не обязательно в армии, но и «на гражданке», без
полувоенной закалки в школах с интернатской формой
проживания никак не получится? Да нет, конечно.
Собственно, доказательством тому можно считать и
другой зарубежный опыт – в частности, родом из США.
Тамошние дети элиты ведь тоже, в принципе, учатся в
элитных колледжах, проживая при них в общагах. Но обыч-
но – в куда менее нежном возрасте, нежели их «элитные»
сверстники из Англии. По сути, в возрасте уже не столько
школьном, сколько студенческом. Соответственно, имея
уже и более устоявшуюся психику, почти исключающую
внутриподростковые эксцессы на манер тех, что отмеча-
ются в английских элитных школах.
Да и вообще, если американских школьников с детства
учат доносить учителю, если кто-то из одноклассников
списывает (это ведь нарушение правил честной конку-
рентной борьбы – караул!), то ожидать от них терпеливого
перенесения издевательств со стороны старших ребят
как-то не приходится…
Но, как бы там ни было, кто-то может сказать, что
американская элита менее зубастая и просто при-
способленная к жизни, чем элита британская? Скорее
уж наоборот. Британцы имели явное преимущество
в эпоху классического колониализма, когда ведущую
роль играли колониальные армии с закаленными и
смелыми офицерами.
А вот ныне, когда мировой гегемон сосет соки из осталь-
ного мира за счет хитрых махинаций на биржах образца
Уолл-Стрит, куда важнее физической и моральной вы-
ДЕТИ
воспитание
Более жесткое и более мягкое воспитание детей
имеет свои плюсы и минусы, которые в значительной мере зависят
и от возраста, и от пола ребятишек, а главное,
от их психологических особенностей,
игнорировать которые чревато
VLADHEALTH
ФЕВРАЛЬ 2019
54
1...,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55 57,58,59,60,61,62,63,64,65,66,...76
Powered by FlippingBook