VH_December_2017_web - page 65

Внутренняя мотивация – это познавательный интерес, стремление к
получениюновых знаний, любознательность, которая формируется
и получает свое развитие в дошкольный период детства и вомногом
зависит от характера общения родителей со своими детьми. При
этомизвестно, что не все любознательные дети хорошо учатся. Дело
в том, что ребенок первого-третьего класса не может еще самосто-
ятельно мотивировать себя. Ему требуются постоянные источники
из внешнего мира. Этими источниками являются родители, близкое
окружение и, конечно же, школа. Все это создает внешнюю, или
социальную, мотивацию.
Важно иметь в виду, что совокупность мотивов – это самая
полноценная мотивация, когда внутренняя мотивация, то есть
познавательный интерес, сосуществует с внешними социальными
положительными мотивами.
Поговорим об основных видах внешней мотивации младших
школьников.
1.
Мотив«получитьпохвалу»впоследствиитрансформируетсявмотив
«получитьоценку».Реализацияпотребностивпризнанииоченьважна
дляучебноймотивациивпервыегодыобучения–этопервыйивторой
классы. Если у ребенка преобладает даннаямотивация, то ему всегда
важно получать слова одобрения со стороны родителей и учителей.
Ноеслидоминантаданноймотивациисохраняетсяивдальнейшем,в
старших классах, в четвертом, в пятом и т. д., то это не самым лучшим
образом влияет на ребенка и на его будущую взрослуюжизнь. Такой
ребенок может всегда ориентироваться на желания других людей и
стремиться удовлетворить их потребности ради получения похвалы.
Поэтому к концу периода младшегошкольного возраста важно ниве-
лировать данную мотивацию с главенствующей позиции.
2.
Мотив «почувствовать гордость и эмоциональное удовлетво-
рение за выполненное дело, задание». Этот тип положительной
мотивации благоприятно сказывается на личности ребенка и на
его желании продолжать полезную активную деятельность. После
выполнения задания такой ребенок испытывает чувство радости и
гордости за себя. У него появляются силы и эмоциональный подъем
для выполнения новых заданий. Такой ребенок тоже может ждать
похвалы и комментариев взрослых, но это для него не главное.
3.
Мотив «порадовать родителей». Чаще всего такая мотивация
присутствует в семье, где отношения между домочадцами от-
крытые, уважительные и теплые. Здесь у родителей не возникает
необходимости заставлять ребенка что-либо делать. Ребенок сам
с охотой предлагает свою помощь, выполняет все, о чем догово-
рились, и учится, соблюдая правила договора.
4.
Мотив «получить привилегии и бонусы за хорошую учебу». В дан-
ной ситуации появляются отношения «тымне, я тебе». Это опреде-
ленным образом может повлиять на формирование эгоистичной
личности, которая не считает нужным сделать что-то просто так,
без отдачи. Поэтому данный вид внешней мотивации не должен
применяться на постоянной основе, но ввиду своей эффективности
может быть периодически использован родителями.
5.
Мотив«избеганиянеудач»–сделатьделовоизбежаниенегативных
последствий – часто преобладает у детей, родители которых в своих
оценках используют негативные высказывания и применяют чрез-
мерное наказание за плохие отметки и какие-либо промахи ребенка.
Данный тип мотивации является отрицательным. Ребенок находится
в постоянномнапряжении, испытывает негативные чувства – тревогу,
страх, становится неуверенным в себе, что провоцирует развитие
синдромов школьной тревожности и хронической неуспешности.
Таким образом, внешняя мотивация младших школьников может
быть как положительной, так и отрицательной.
При положительной мотивации ребенок с удовольствием ходит в
школу и выполняет домашние задания, его интересует содержа-
тельная сторона учебного процесса. При отрицательной мотивации
его познавательная активность и учебные интересы развиваются
слабо, учеба воспринимается как обременяющая деятельность, что
впоследствии сказывается и на успеваемости ребенка.
Задача родителей – переориентировать ребенка на положительные
видымотиваций и свести к минимуму отрицательные, что поможет
ребенку стать ответственным, самостоятельным и добиться хоро-
ших результатов в учебе и успехов в будущем.
С этой цельюмы собрали 10 основных рекомендаций родителям:
1.
Непременно уделяйте внимание организации учебных занятий
ребенка – время, место, планирование, контроль, а также приучайте
ребенка к повседневному домашнему труду – за ним должны быть
закреплены определенные домашние обязанности. Особенно
тщательно к этому нужно подходить в первом классе.
2.
Хвалите ребенка не столько за оценки, сколько за старания и уси-
лия, которые пришлось приложить, чтобы получить эти результаты.
Акцентируйтевниманиенапереживанииположительныхэмоцийпри
успешном выполнении трудного задания и доведении его до конца.
3.
Следите за положительным эмоциональным климатом в семье.
Старайтесь не повышать голос на ребенка во время выполнения
домашнего задания.
4.
Не сравнивайте ребенка с более успешными детьми. Чаще
всего дети злятся и на того, кто его сравнивает, и на того, с кем его
сравнивают.
5.
Используйте закон «зоны ближайшего развития», отслеживая те
моменты, в которых уже не нужно помогать ребенку.
6.
Следите за тем, чтобы требования к ребенку быть едиными и не
завышенными со стороны родителей и ближайших родственников.
7.
Поощряйте ребенка за хорошую учебу. Но помните, что внешняя
мотивация младшего школьника работает только на «короткие
дистанции». Стимулируя ребенка обещаниям какого-либо крупного
подарка за успешную учебу в конце четверти, не удивляйтесь, что
ребенок с радостью начнет учиться в первую неделю, а через три-
четыре недели его пыл заметно уменьшится. Обещайте намного
меньшее, но значимое для ребенка вознаграждение за неделю
хорошей учебы – например, поход в кино.
8.
Обращайте внимание ребенка на успешных людей, героев книг,
фильмов и объясняете причины их успеха: то есть хорошая учеба,
напряженный труд.
9.
Используйте разнообразные игровые ситуации, включая раз-
гадывание загадок, ребусов, кроссвордов, анаграмм, выполнение
рифмованных упражнений и запоминание правил в стихах.
10.
Поддерживайте постоянный контакт сошколой и интересуйтесь
требованиями, предъявляемыми к учащимся, взаимодействуйте с
классным руководителем и психологом.
Всегда помните, что систематическая и последовательная работа
непременно приведет к положительному результату.
ДЕТИ
мотивация
VH
Обращайте внимание ребенка на успешных людей, героев книг, фильмов
и объясняете причины их успеха: то есть хорошая учеба, напряженный труд
ДЕКАБРЬ 2017
VLADHEALTH
63
1...,55,56,57,58,59,60,61,62,63,64 66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,...84
Powered by FlippingBook