VH_#91_June_2019_web - page 67

том, что ее сын, ученик 8 класса, абсолютно ничего не хочет, ему
комфортно рядом с мамой, дома в своей комнате. Когда я спро-
сила, что ребенок делает сам, ответ для меня был шокирующим.
Мама рассказала, что сама собирает ему портфель с вечера на утро,
иногда делает за него часть домашней работы, потому что он не
успевает. Конечно, стремления расти и развиваться у мальчика не
было, он ничего не хотел, никуда не шел, ни к чему не стремился.
Пришлось приучать его нести за себя ответственность вплоть до
того, что мы учили его следить за чистотой рук, думать, что нужно
сделать, когда проснулся. У ребенка даже не возникало мысли,
что он должен встать, почистить зубы, заправить кровать. Шаг за
шагом очерчивая его границы, учили его самостоятельности, при
этом маме было в буквальном смысле запрещено все делать за
него. Шаги взросления были сложными, со срывами, с истериками
как со стороны мамы, так и со стороны ребенка. У него также были
сложности в общении со сверстниками, с учителями, так как ребе-
нок был полностью несамостоятелен. Сепарация не произошла ни
на одном из этапов. Постепенно ситуация выровнялась, но на это
понадобилось очень много нервов и сил.
Чтобы этого не допустить, родителям важно помнить, что это их
задача – помочь ребенку успешно пройти сепарацию от них на
всех этапах. Самое главное – позвольте ребенку делать все, что он
может и хочет, самостоятельно. Будьте рядом, помогайте советом,
но не делайте за него. Прислушивайтесь к нему, позвольте делать
выбор самому, иметь отличные от ваших представления о том,
как устроен этот мир. Тем самым вы позволите ребенку выбрать
собственный путь, не оглядываясь постоянно на вас, прожить ин-
тересную насыщенную жизнь.
Если говорить о более сложных процессах отсутствия сепарации,
то это может влиять не только на становление личности и судьбу
человека в дальнейшем, но и на его психологический статус. Такой
человек может не знать, не чувствовать себя. Он будет жить ма-
миными чувствами, эмоциями, ее сменой настроения. Если мама
несчастна, то с ним все плохо, и наоборот. Он не может выбирать
для себя, потому что не чувствует своих потребностей, желаний,
не знает, как реагировать на какие-то вещи, которые касаются его
самого. Если мы усугубляем ситуацию еще немного сильнее, то та-
кой человек будет страдать рядомпсихосоматических заболеваний,
относящихся к его родителям. Если у мамы есть группа сложных
болезней, то и ребенок может их частично перенять.
– Что делать, если сепарация не произошла?
– В любом возрастном периоде этот вопрос можно решить, но чаще
всего перекос заметен в пубертатном периоде. Рекомендуется по-
степенно отдавать ему шаг за шагом ответственность за его жизнь.
Если это средний подростковый возраст, тогда мы организуем ему
его зону ответственности. Четко обозначаются обязанности по дому
(вынестимусор, погулять с собакой, загрузить посудомойку и так да-
лее), в учебе (выполнение в срок домашних заданий, отслеживание
чистотыформы). Детям помладше 9–11 лет рекомендуется завести
дневник с красивыми вкладками, вклейками как напоминание о
том, что нужно сделать, или лист на холодильнике, где они ставят
галочки: что сделал, а что нет.
В моей практике есть очень печальный пример, когда сепарация не
произошла, потому что мама все делала для ребенка и за ребенка.
Однажды ко мне за консультацией обратилась женщина, говоря о
Следующий период – 3,3–5 лет
, когда личность ребенка формиру-
ется в границах «Я сам». Когда он уже многое может делать само-
стоятельно и даже протестует, капризничает для этого: «Не надо /
дай, я хочу сам». Да, он делает это долго, неумело, что может раз-
дражать родителей, чаще всего они начинают его поторапливать, в
итоге делая все за него. Как раз в этот момент тормозится процесс
отделения ребенка, потому что родитель не готов отдать ему ответ-
ственность за него самого. Правильной стратегией, наоборот, была
бы стимуляция, поощрение ребенка: «Какой ты молодец, сколько
ты уже умеешь!». Если у него что-то не получается, то предложите
свою помощь, дайте совет, но не делайте за ребенка.
Самый яркий период сепарации ребенка от родителя – подрост-
ковый
. Это самый сложный период как для детей, так и для роди-
телей. Он характеризуется очень яркими и частыми конфликтными
ситуациями, когда ребенок начинает эмоционально и физически
отделяться от родных. Физически – это когда у ребенка есть своя
территория, свои вещи, гаджеты. Часто родители позволяют себе
проверять его телефон, компьютер, входить без стука, читать
дневники, перебирать вещи и так далее, что, конечно, является
грубым нарушением его границ. В этот период дети проводят
больше времени не в семье, а в социуме, выходя за рамки ро-
дительского гнезда. Эмоциональное отделение более сложное.
Когда ребенок уже не спрашивает родителей каждый раз, «как,
почему, можно ли, правильно ли», а пытается сам принять реше-
ние – иногда правильное, иногда нет, но главное, что он делает
это сам. Это его возможность строить свои планы, заглянуть во
взрослый мир через самостоятельные решения и поступки. Ко-
нечно, мы можем отдать ребенку право на ошибку, только если
VH
это не грозит его жизни и здоровью. Если же это эмоциональная
ошибка и ребенок получит горький привкус своей неудачи, пусть
сделает это, проверит себя.
Крайний период
, когда сепарация должна быть точно завер-
шена, – это возраст 18–21 год. Если все вышеперечисленные
периоды проходили правильно, то в этом возрасте молодые люди
умеют принимать самостоятельные решения, делать выбор вне
зависимости от того, как на это отреагируют родители, и нести
за него ответственность. Их картина мира отличается от роди-
тельской, что с уважением принимается последними, они могут
существовать отдельно от родителей, способны сами материально
о себе позаботиться, конфликты с родными не вызывают чувства
вины и тревоги.
– Как слияние с родителями влияет на ребенка?
– Если сепарация не произошла вовремя, человек не сможет соз-
дать крепкую семью, так как он не может нести ответственность за
себя, не сможет быть полностью с партнером, из-за того что есть
сильная привязанность к родителям. Он в первую очередь будет
слышать их мнение. И если критика обрушивается на партнера, то
в этот момент в семейной паре происходит конфликт.
Если сепарация произошла частично, то для ребенка всегда будет
сложено ответить себе на вопрос: «Чего я хочу, к чему стремлюсь,
нужно мне это или нет?». Иногда повзрослевшие дети даже не
будут задаваться этим вопросом, а просто будут плыть по течению:
не будет развития ни в личных отношениях, ни в карьере. ­Какое-то
развитие будет, только если такого ребенка толкают родители.
Если сепарация не произошла вовремя, человек не сможет создать крепкую семью,
так как он не может нести ответственность за себя, не сможет быть полностью
с партнером, из-за того что есть сильная привязанность к родителям
сепарация от родителей
ИЮНЬ 2019
VLADHEALTH
65
1...,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66 68,69,70,71,72,73,74,75,76,77,...92
Powered by FlippingBook